Сегодня, когда в индустрии сетевого маркетинга России работают около 500 МЛМ — компаний выбрать надежную и перспективную крайне трудно. Мои личные наблюдения и мнения известных мне лидеров говорят о том, что приличных МЛМ — компаний не более 5%. Остальные, либо очень слабые маргинальные проекты, существующие на грани выживания, либо замаскированные под сетевой маркетинг мошеннические схемы.
Ошибка №1 — найти новую компанию и быть в числе первых
В сетевой тусовке довольно много людей, которые именно так и считают, однако практика этого не подтверждает. Из тех больших лидеров сетевых компаний, которых я встречал никто не подписан под компанией. Сетевой маркетинг не лотерея, структура сама не будет строиться только от того, что вы первый — надо попахать.
Шокирующая статистика: в мире создается порядка 15000 MLM — компаний в год, но через пару лет на рынке из них остаются всего 2-3. Проведем простые расчеты: 3:15000*100 = 0,02% — такова вероятность успеха в новом проекте. Для обычного человека, не имеющего сетевого опыта и не являющегося экспертом по маркетингу, задача правильного выбора почти непосильная.
В литературе по сетевому маркетингу есть критерии выбора компании, и все они совершенно правильны. Проблема в том, что воспользоваться ими обычному человеку трудно, т.к. нужно быть специалистом сразу в нескольких областях: в маркетинге, менеджменте, иногда в физике, химии и биологии. И еще надо быть детективом, чтобы найти информацию, которую компании скрывают.
Ошибка выбора компании №2 — я пошла за этим человеком!
Просто анекдот, до чего разные критерии выбора бизнеса обычного формата и в сетевом маркетинге. Если вы собираетесь открыть, скажем, магазин одежды, то наверняка просчитаете все варианты: Какие потоки людей на этой улице? Какие в районе конкуренты? Сколько вам нужно продавать, чтобы покрыть расходы? Все, как у взрослых.
При выборе же проекта сетевого маркетинга я часто слышу: «Я пошла за этим человеком!». И вот гляжу я на этого человека: галстук, пиджак, ботинки. А человек-то где? И несет он вот такую чушь похожую на сказку. Где-то в океане есть остров (естественно уникальный), на нем гора, и только на одном склоне произрастает удивительный плод. Из этого плода делают уникальный целебный сок, а вот и бутылочка за 1700 руб.
А вот и бизнес: скоро по всем городами весям будут кафе с этим соком, и люди будут ходить туда толпами, чтобы отведать чудо-сок. И весь бизнес — это приглашать людей в эти кафе, угощать их соком, потом, прибалдев, они будут приглашать своих знакомых и т.д. В общем сидишь в кафе, потягиваешь сок, болтаешь с друзьями и бизнес выстраивается автоматом. Вот такую ересь несет этот пиджак.
Это реальная история презентации бизнеса на соке Xanga или Noni я уже и не помню сколько их было и кануло. Женщины тащатся за 5 мин и конечно ничегошеньки не считают и даже не пытаются. А напрасно! Оказывается конкурент уже сделал концентрат этого сока в виде капсулы, что намного удобнее и дешевле. Всего — то посидеть 15 мин в интернет, вот вам и анализ рынка. Но практически никто этого не делает.
Практика показывает, что ни высшее образование, ни даже личный опыт в сетевом маркетинге не спасают — ошибаются все. Засада еще и в том, что мошенники, которые строят схемы похожие на МЛМ — проекты, тоже читают книжки по сетевому маркетингу и в курсе всех критериев легальности и надежности MLM. В своих ложных схемах они выполняют все точно по пунктам — не подкопаешься.
Ошибка выбора компании №3 — Хорошие маркетинг-план и продукт — этого достаточно
Недостаточно! Во-первых, все это может измениться в любой день, и вы не знаете в какую сторону. Пока вы не выясните, что за человек стоит во главе компании, вы не можете быть ни в чем уверены.
Если вас интересует, как же выбраться из этого тупика, то у меня есть для вас приятная новость — решение есть и оно не очень сложное. Но хочу вас заверить, путь к этой простоте был отнюдь не простым и не легким. Я конечно попытаюсь все объяснить, а вы постарайтесь понять. Если что непонятно, задавайте вопросы. Итак, поехали.
Современные критерии выбора компании сетевого маркетинга
1. Компания должна быть на рынке не менее 2-х лет!
Этим вы сразу отсекаете множество неудачных проектов. Если же компании 20 и более лет — тоже замечательный вариант. Имейте ввиду, что в сетевой тусовке бытует мнение, что со старыми MLM — компаниями работать не имеет смысла, т.к. все высокие лидерские позиции уже заняты, или она уже слишком известна и рынок уже занят. Это все дилетантские рассуждения на уровне ощущений — все надо проверять и считать.
На самом деле утверждения типа: «да о ней все уже знают», «эта компания всем давно известна» и т.п. — лучшая реклама компании, в которой вам сообщается следующее:
- продукция популярна и значит качественная;
- наличие больших лидеров означает, что компания хорошо платит, ей доверяют профессионалы и есть у кого поучиться;
- если компания успешна 20 или более лет, значит у нее мощные научная и производственная база, и она будет успешна еще долгие годы.
Чтобы проверить действительно ли о компании знают все, позвоните нескольким своим знакомым и спросите известна ли им эта продукция и пользуются ли они ей. Скорее всего вы узнаете, что больше половины не слышали об этой продукции, а если слышали, то не пользуются. И это самая замечательная ситуация — вам нужно меньше работы, что создать первый круг потребителей.
Но со старыми компаниями нужно проверять еще два параметра:
- Действительно ли рынок занят ее продукцией настолько, что продвигать уже некому. Для проверки, просто позвоните нескольким знакомым и выясните это.
- Полезно проверить не превратилась ли компания в «жирного кота, который уже не ловит мышей». Т.е. насколько сервис компании соответствует современным требованиям. Например, помогает ли компания работать через интернет, насколько она удобна для простых потребителей и т.п.
Независимо от того старая компания, или молодая вы должны выяснить следующее.
2. Темпы роста товарооборота МЛМ — компании
Постарайтесь это выяснить, т.к. высокие темпы роста товарооборота компании (30-40% в год) косвенно говорят об очень важных параметрах:
1) продукция стремительно завоевывает рынок, а значит качественная, обладает новизной и действительно интересна потребителю;
2) приток и динамичный рост активных новичков, что говорит об эффективноcти плана вознаграждения и продукции;
3) вероятно в компанию пришли лидеры из других сетевых компаний, что очень просто выяснить на любой конференции.
Если рост товарооборота менее 10% — это может говорить или о насыщении рынка, если МЛМ — компания большая, или о неконкурентоспособности проекта, если она молодая. Если же от вас это скрывают, и начинают расписывать, какие у них замечательные планы, значит компания топчется на месте — уходите.
3. Количество продукции и сколько новых образцов в год
Если компании больше 2-х лет и продуктов около 10 — это очень слабый проект. А если при этом добавляется всего 1-2 позиции в год, то и намерения у руководства компании несерьезные. Важно выяснить, есть-ли в компании научный отдел. Проверьте, также насколько уникальна продукция — если это просто заказ известных образцов у производителя, а новизны разработки нет, то проект не конкурентоспособен, а значит недолговечен.
4. Есть ли у компании обычные потребители продукции, не участвующие в бизнесе?
Обязательно это проверьте, т.к. сейчас немало проектов, где одни «сетевики», и они не потребляют, а прокупаются, чтобы сделать активность. Здесь нарушен главный маркетинговый принцип — цель бизнес-организации удовлетворять потребность потребителей в продукции или услугах. Вы можете себе представить магазин, который продает пальто только для своих продавцов? Это глупость, — скажете вы и будете правы. А в МЛМ — индустрии это обычное явление.
5. Пятый элемент — главный критерий выбора компании
Главный критерий — Кто во главе? В MLM — компании обязательно должен быть опытный сетевик и мощный неформальный лидер, который возглавляет всю группу лидеров компании. Это не обязательно сам президент, что является идеальным вариантом. Может быть и приглашенный лидер, но он обязательно должен быть. Вы наверняка слышали выражение «каков поп, такой и приход». Так вот в сетевой компании можно по аналогии сказать «какой лидер, такой и бизнес». Основные принципы ведения дел в обоих случаях абсолютно идентичны.
Этих критериев, в принципе достаточно, дальше смотрите по своим субъективным предпочтениям.
Ваши личные предпочтения выбора МЛМ-компании — важный залог успеха
Очень важно, чтобы вам как можно больше нравилось в компании. Если вы сторонник западного менеджмента и продукции, то этот выбор действительно имеет несколько плюсов:
- априори качественный продукт, соответствующий международным стандартам;
- стабильные и выгодные экономические условия для ведения бизнеса;
Но постарайтесь не испытывать благоговения, только потому, что это западная компания, как это бывает у наших соотечественников. В этих проектах тоже хватает косяков в бизнесе и чаще всего, это неприспособленность к российским условиям. Это могут быть высокие для большинства потребителей цены, неудобная система приобретения продукции и т.п. Кстати, мошеннические проекты обычно маскируются именно под солидные западные фирмы, чаще из Германии, Швейцарии и США.
Если вам импонируют отечественные МЛМ — проекты? тоже может быть хорошим выбором. Здесь также есть свои плюсы и минусы:
- патриотизм присущ многим россиянам и этот ресурс будет полезен при наборе команды;
- в российских компаниях, как правило цены на продукцию ниже, при вполне приличном качестве;
- но российские предприниматели зачастую не обладают культурой ведения бизнеса и могут часто менять правила игры (в чью пользу догадайтесь сами).
В любом случае, при выборе компании хотя бы с какой-то историей, вы можете легко выяснить все эти моменты. Новая же компания всегда кот в мешке.
Для правильного выбора компании важно иметь представление о таких параметрах сетевого маркетинга, как маркетинг-план, требования к сетевой продукции, уровень личной активности (личная закупка в месяц) и некоторых других. С этим рекомендую познакомиться в статье «Идеальная модель сетевого маркетинга»
Если вы считаете эту статью полезной для ваших друзей — поделитесь с ними в вашей любимой социальной сети:
Далеко не полная статья. Конечно важно чтобы компания была надежная и с хорошим продуктом. Но самое главное — это спрос на компанию и её продукт. И выявляется он не через знакомых, а через конкретные сервисы Яндекс и Гугл.